право и финансы
Р А З Р Е Ш Е Н И Я И « У З А К О Н К А » В ГЛ У Б И Н К Е
З
ная не понаслышке
о трудностях
строитель-
ных
согласований
, я час-
то
задавалась вопросом
:
неужели
в селах
, поселках
и
мелких
городах
Украины
селяне и
горожане, возво-
дящие «хатынки»
на своих
потом
политых
сотках
, дела-
ют проекты
, согласовывают
их
в районе, нанимают под-
рядчиков
, вводят дома в экс-
плуатацию? Верилось в это
с трудом
.
Недавно
мне пришлось столк-
нуться
с тем
, как
осуществля-
ются
согласования и
регистра-
ция построенного
дома в од-
ном
из дальних
районов
Киевской
области
.
Оказалось, в провинции
все
делается до смешного
прос-
то
: застройщик
, который
на сво-
ем
участке, подает заявление
в местный
совет с просьбой
разрешить строительство
.
М
естный
совет принимает
соответствующее решение:
разрешить постройку
дома (пристройки
, фли-
геля, сарая - в зависимости
от заявленного) на земельном
участке гражданина такого-то
.
После окончания строитель-
ства застройщик
обращается
в БТИ
, ему
делают новый
тех-
нический
паспорт и
регист-
рируют новостройку
в БТИ
.
И
ВСЕ
!!! Никаких
проектов
,
согласований
, принятия в экс-
плуатацию
.
Если
же застройщик
не оза-
ботился предварительной
подачей
заявления в мест-
ный
совет - тоже не беда.
Он
возводит желаемый
объ-
ект
, а затем
обращается в мест-
ный
совет с просьбой
уза-
конить строение. И
местный
совет издает решение.
1
. Узаконить
(при-
стройку
, перестройку
, фли-
гель
, сарай), построенный
гражданином
таким
-то
на его
земельном
участке.
2
. Обязать БТИ
зарегистриро-
вать построенный
объект.
И
районное БТИ
, которое
не подчиняется местному
совету
, тем
не менее, выпол-
няет его
указание: регистри-
рует таким
образом
узаконен-
ный
самострой
.
Думаю
, что
стоимость тако-
го
узаконивания минималь-
ная или
вообще нулевая: в се-
ле свои
порядки
и
правила
жизни
.
Нормативные
документы:
• Гражданский
кодекс
Украины
от 16
.01
.2003
г
.
435-IV
(ГКУ
), ст. 16
, 376
,
392,476;
• Кодекс Украины
об
адми-
нистративных
правона-
рушениях
(КоАП
), ст. 96
,
97
, п
. 244-6;
• Уголовный
кодекс
Украины
от 05
.04
.2001
г
.
2341
- II (УК
), ст. 197-1;
• Закон
Украины
«О
государственном
кон-
троле над
использова-
нием
и
охраной
земель»
от 19
.06
.2004
963-IV
,
ст. 1
ч
. 16
• Закон
Украины
«О
нало-
ге с доходов физичес-
ких
лиц»
от 22
.05
.2003
г
.
889-IV
, п
. 22
.5
.
построенный дом
стано-
вится полноценным
объ-
ектом
недвижимости,
а застройщик - его за-
конным
собственником
.
На первый
взгляд, все гени-
ально просто: ни
проектов,
ни
согласований
, ни
ввода
в эксплуатацию
.
Но
это лишь на первый
взгляд. Вышеописанный
процесс является условно-
правовым
или
договорным
,
поскольку предполага-
ет игнорирование некото-
рых норм
действующего
законодательства.
Так, суд
, если
он
не участ-
вует в «договоре», может
вдруг обнаружить, что
кроме положений
закона,
на которые ссылается ис-
тец
, есть, например, п
. 1
.6
того же Временного поло-
жения, согласно которо-
му регистрации
подлежат
только принятые в эксплуа-
тацию
в установленном
по-
рядке объекты
. Применив
вышеуказанное положение
законодательства, суд
дол-
жен был
бы
сказать истцу:
да, я признаю
твое право
собственности
, только вве-
ди
объект в эксплуатацию
.
Но
при
такой
постановке
вопроса весь процесс теряет
смысл: если
вводить объект
в эксплуатацию
, то зачем
решение суда? Непримене-
ние требования обязатель-
ного ввода в эксплуатацию
как условия регистрации
права собственности
со-
здает правовые основания
для его оспаривания либо
БТИ
, либо исполнительным
органом
местного совета.
И
, как показывает судебная
практика, если
дело пой-
дет в апелляцию
и
далее
в Верховный
Суд
, решение
вполне может быть отме-
нено. Чтобы
никто не стал
оспаривать судебное реше-
ние, и БТИ
, и
исполнитель-
ный
орган
местного совета
должны
быть сторонами
«договора»
и
исполнить ре-
шение суда беспрекословно.
Сказанное еще раз под-
тверждает данный
ра-
нее совет - обращаться
к специализированным
организациям
, которые
работают по подобным
схемам
и могут дать кон-
сультацию
относительно
стоимости
процесса. Как
уже говорилось выше, це-
ны
на судебную
легализа-
цию
самостроя могут быть
очень разными
в зависимос-
ти
от региона и величины
населенного пункта.
Правда, на одном
из юри-
дических форумов я нашла
рассказ коллеги-юриста из
Запорожской
области
о том
,
как легализуют самострои
у них
. Он
заверял, что суды
узаконивают незаконное
строительство совершен-
но бесплатно, и
это распро-
страненная практика.
В
связи
со сказанным
да-
дим
застройщику, который
решил прибегнуть к помо-
щи
специализированной
организации
, совет: требуй-
те от такой
организации
гарантий
, что по решению
суда БТИ
зарегистриру-
ет объект, не требуя ввода
его в эксплуатацию
. Если
специалисты-легапизаторы
ограничат свои
обязательст-
ва лишь получением
реше-
ния суда (без регистрации
в БТИ
), застройщик может
оказаться в ситуации
, когда,
получив решение суда и за-
платив за него, он
по требо-
ванию
БТИ
вынужден
будет
вводить построенный
дом
в эксплуатацию
. То
есть ему
придется проходить полную
строительную
процедуру
(что он
мог бы
сделать и
без
решения суда). ■
Об
офомлении
правоустанав-
ливающих
документов
на но-
и
регистрации
объ-
екта в БТИ
читайте: МигаЮ
г
№10/2009
, «Дом
становится
жильем»
.
Мы
писали
о целевом
назна-
чении
земельного участка:
МигаЮ
г №
4
(декабрь)/2008
,
«Что
такое земельный
участок
и
как
его
купить»
.
Об
отступах
и
расстояни-
ях
между
строениями
мож
-
но
узнать: МигаЮ
г №
1
(сен-
тябрь)/2008
, «Где
построить
дом? Необходимые расстояния
на участке»
.
139
предыдущая страница 140 Murator 2009 011 читать онлайн следующая страница 142 Murator 2009 011 читать онлайн Домой Выключить/включить текст