право и финансы
Внесудебное
узаконивание
Решение о том
, может
ли
объект стать законным
,
принимает местный
орган
исполнительной
власти
.
Порядок
внесудебного
уза-
конивания может в деталях
отличаться в разных
насе-
ленных
пунктах
. В
целом
он
следующий
.
1
. Застройщик обращается
в исполком
, предоставляя
такие документы
:
• заявление с ходатайством
о согласовании
самоволь-
ного
строительства;
• акт обследования, состав-
ленный
эксплуатирующей
организацией;
• копию
постановления
по делу об администра-
тивном
правонарушении
в сфере строительства;
• копии
квитанций
об упла-
те штрафов;
• правоустанавливающий
документ на землю
.
2
. Исполком
обязывает
заявителя:
• подготовить и
утвердить
проектную
документа-
цию
, получить (заказать
в лицензированной
орга-
низации) заключение
о техническом
состоянии
несущих
конструктивных
элементов дома;
• согласовать с эксплуата-
ционными
организация-
ми
имеющиеся инженер-
ные сети
, получить тех-
условия на подключение
к
инженерным
сетям
;
• предоставить согласо-
ванную
с отделом
архи-
тектуры
и
градостроения
выкопировку
из генпла-
на населенного
пункта -
с красными
линиями
, про-
ектными
линиями
охран-
ных
зон; на выкопировке
должен
быть показан
объ-
ект самовольного
строи-
тельства;
• заказать в БТИ
техничес-
кий
паспорт на самоволь-
но
построенный
объект.
То же самое касается слу-
чая, когда решение о вы
-
делении
участка под
приня-
то «за царя Панька», когда
никаких государственных
актов не существовало. В
го-
ды
независимости
собствен-
ник земельного участка
не менялся, и
в оформ-
лении
госакта особой
потребности
не было
. Ес-
ли использование участка
без государственного акта
(а с мая 2009 г. - без заре-
гистрированного договора)
считается самозахватом
,
то добрая половина честных
граждан
сразу попадают
в «уголовники»
.
К
счастью
, мы
можем
ус-
покоить читателей: вводя
уголовную
ответствен-
ность за самовольное
занятие земель, зако-
нодатель имел целью
оградить земли от гру-
бого и откровенного за-
хвата, производимого
без каких-либо юриди-
ческих оснований. Заня-
тие же земельного участка
при
наличии
соответству-
ющего решения органа ис-
полнительной
власти
или
органа местного самоуп-
равления о передаче его
в собственность или
в поль-
зование (аренду), или
при
наличии
заключенной
сделки
самовольным
не
считается (ч
. 16 ст. 1
За-
кона Украины
«О
государ-
ственном
контроле над
использованием
и охраной
земель»). Таким
образом
,
если у застройщика есть
К
роме пассивного
пра-
ва давать или
не давать
согласие на отведение само-
вольному
застройщику
зем-
ли
закон
предоставляет вла-
дельцу
земли
гораздо более
весомые права (см
. п
. 4
ст. 476
ГКУ
, п
. 5,6 ст
. 376
ГКУ
).
документ, подтвержда-
ющий право собствен-
ности или пользования
земельным
участком
(пусть даже не правоуста-
навливающий
, но явля-
ющийся основанием
для
оформления правоустанав-
ливающего документа),
использование участка
не является самоволь-
ным
с точки зрения уго-
ловного права.
С
другой
стороны
, строить
по закону на таком
участ-
ке не получится, поскольку
каждый
шаг на пути
закон-
ного строительства сопро-
вождается предоставлением
копии
правоустанавливаю
-
щего документа на землю
.
Поэтому все, что будет
построено на участке
до получения правоус-
танавливающего доку-
мента на землю
, - это
самострой, за который
за-
стройщик несет администра-
тивную
ответственность
в порядке и размерах, ука-
занных в этой
статье выше.
Вплоть до сноса!
Гражданская (имущест-
венная) ответствен-
ность за самострой (п
. 7
ст. 376 ГКУ
). В
случае су-
щественного отклонения
от проекта, существенно-
го нарушения строитель-
ных норм
и
правил или
если это противоречит ин-
тересам
государства или
нарушает права третьих
лиц
, инспекции
архитек-
турно-строительного кон-
троля обращаются в суд
Право
1
. Возражать против
признания права собствен-
ности
за самовольным
застройщиком
. В
таком
случае
самовольное построенное
сооружение подлежит сносу
лицом
, которое осуществило
строительство
или
за его
счет
.
ПРАВА «ЛАТИФУНДИСТА»
с требованием
обязать за-
стройщика выполнить соот-
ветствующую
перестройку.
Если
же это технически
не-
возможно или
застройщик
отказывается от выполне-
ния такой
перестройки
,
его дом
по решению
суда
подлежит сносу
, а земель-
ный
участок - приведению
в первоначальное состоя-
ние за счет застройщика.
Почему строят
без разрешений?
С
сожалением
приходит-
ся констатировать, что
в Украине самострой
в той
или
иной
форме является
едва ли
не более распро-
страненным
явлением
, чем
законное строительство.
И
дело не в каких-то
пато-
логических криминальных
склонностях украинцев.
Причиной
является край-
не плохая работа органов,
занимающихся оформле-
нием
правоустанавливаю
-
щих
документов на землю
,
а также длительная, слож
-
ная и
запутанная процеду-
ра согласования и
выдачи
документов и
разрешений
,
необходимых
для строи-
тельства. Зачастую
в связи
с этим
с момента покупки
земельного участка (заклю
-
чения сделки) до оформле-
ния указанных документов
и
разрешений
может прой-
ти
не один
год
. И
если
че-
ловек покупал землю
для
того, чтобы
построить дом
и жить в нем
(особенно
если
он
продал для это-
го
собственную
городскую
Право 2. Требовать призна-
ния за собой
права собст-
венности
на самострой
,
если
это не нарушает прав
третьих
лиц
. В
таком
случае
застройщик имеет право
лишь на возмещение своих
затрат на строительство
.
136
предыдущая страница 137 Murator 2009 011 читать онлайн следующая страница 139 Murator 2009 011 читать онлайн Домой Выключить/включить текст